Злокачественные опухоли пищевода: классификация, диагностика, лечение

Злокачественные опухоли пищевода составляют 7% среди всех опухолей желудочно-кишечного тракта. В общей структуре зло­качественных опухолей пищевода основную часть (более 95%) занимают плоскоклеточный рак и аденокарцинома пищевода. В остальных случаях обнаруживаются мелкоклеточный рак, меланома, саркома, злокачественная лимфома и др. Рак пищевода встречается чаще всего в возрасте 60—70 лет, причем у мужчин — в 3—5 раз чаще, чем у женщин. У 45—65% больных опухоль лока­лизуется в средней трети пищевода, у 25-35% пациентов - в ниж­ней трети и в 10—19% случаев — в верхней трети пищевода.

Соотношение между плоскоклеточным раком и аденокарциномой пищевода в последние годы существенно изменилось.

Если раньше надолго аденокарциномы приходилось менее 10%, а на долю плоскоклеточного рака — свыше 90% случаев рака пи­щевода, то уже в середине 80-х годов относительная частота аденокарциномы в общей структуре рака пищевода повысилась до 30%, а в настоящее время составляет около 50%.

Эпидемиология. Заболеваемость раком пищевода характе­ризуется значительными региональными различиями. Наи­более высокие показатели заболеваемости (50—250 случаев на 100 000 населения в год) регистрируются в северных провин­циях Китая (в отдельных районах до 700 случаев на 100 000 населения в год), северных районах Ирана, Туркмении, Узбе­кистане и Казахстане. Низкие показатели заболеваемости ра­ком пищевода (1,5-4,0 случая на 100 000 населения в год) от­мечаются в США (среди белого населения), Германии, Вели­кобритании, Литве.

Этиология и патогенез. В настоящее время установлено боль­шое число различных факторов, способствующих возникнове­нию рака пищевода. К ним, в первую очередь, относятся осо­бенности питания, включающие в себя употребление слишком горячей или механически очень грубой пищи (в некоторых ре­гионах обусловленное традициями), дефицит витаминов и ми­неральных веществ (в частности, витамина А, рибофлавина, железа), загрязнение пищи нитратами, обладающими мутаген­ным действием, и грибами, приводящими к развитию грибко­вого эзофагита (в Китае). Доказана положительная связь меж­ду употреблением спиртных напитков (особенно крепких), а также курением и развитием рака пищевода.

Выделен целый ряд заболеваний, повышающих риск раз­вития рака пищевода. К ним относятся ахалазия кардии, пептические и ожоговые стриктуры пищевода, синдром Пламмера—Винсона (поражение пищевода с развитием дисфагии у больных с дефицитом железа), тилёз (наследственно обуслов­ленный гиперкератоз ладоней и подошв с риском развития в 65-летнем возрасте рака пищевода, составляющим 95%), про­веденная прежде резекция желудка.

Значительный рост заболеваемости аденокарциномой пи­щевода, отмеченный в последние годы, всецело связывается с увеличением частоты гастроэзофагеальной рефлюксной болез­ни и, как следствие этого, синдрома Баррета (тонкокишечной метаплазии эпителия пищевода), являющегося по отношению к аденокарциноме пищевода предраковым заболеванием.

Классификация. В настоящее время принята международ­ная классификация рака пищевода (по системе TMN), учи­тывающая размеры первичной опухоли и глубину ее инвазии (Т), наличие метастазов в регионарных лимфатических узлах (N) и отдаленных метастазов (М).

По признаку Т выделяют следующие формы рака пищево­да: ТХ — судить о первичной опухоли не представляется воз­можным; ТО — первичная опухоль не определяется; Tis — преинвазивная опухоль (carcinomainsitu); ТІ — опухоль инфиль­трирует стенку пищевода до собственной пластинки или под­слизистого слоя; Т2 — опухоль инфильтрирует стенку до мы­шечного слоя; ТЗ - опухоль инфильтрирует стенку пищевода до адвентициальной оболочки; Т4 — опухоль распространяет­ся на соседние структуры.

Признак N используют для оценки состояния регионарных лимфатических узлов: NX — оценить состояние регионарных лимфатических узлов не представляется возможным; N0 — метастазы в регионарных лимфатических узлах отсутствуют; N1 - имеются метастазы в регионарных лимфатических узлах (медиастинальных, перигастральных и др.).

По признаку М рак пищевода характеризуется следующим образом: MX - судить о наличии отдаленных метастазов не представляется возможным; МО — отдаленные метастазы от­сутствуют; Ml — имеются отдаленные метастазы.

Группировка всех трех признаков может дать следующие стадии рака пищевода:

Клиника. Ведущей жалобой больных раком пищевода слу­жит дисфагия. К сожалению, дисфагия появляется при суже­нии просвета пищевода более чем на 2/3 и потому не являет­ся ранним симптомом. При значительном стенозировании пищевода присоединяются регургитация и пищеводная рвота (иногда с прожилками крови), способные, в свою очередь, вызвать аспирационные осложнения. При изъязвлении опу­холи возникают боли в грудной клетке и одинофагия.

При прорастании опухоли в трахею и крупные бронхи по­являются мучительный кашель и стридорозное дыхание. При возникновении пищеводно-бронхиального или пищеводно-трахеального свищей кашель возникает при приеме пищи; в таких ситуациях нередко развиваются аспирационные пнев­монии и абсцессы легких. При прорастании опухолью воз­вратного гортанного нерва присоединяется охриплость голо­са, поражение симпатического ствола обусловливает появле­ние на пораженной стороне синдрома; Горнера (птоз, миоз, энофтальм), а вовлечение в процесс диафрагмального нерва сопровождается нарушением экскурсии диафрагмы и воз­никновением икоты.

При раке пищевода часто отмечаются и общие симптомы, включающие в себя слабость, утомляемость, снижение рабо­тоспособности, прогрессирующее похудание. В ряде случаев эти симптомы наблюдаются раньше местных симптомов, указывающих на поражение пищевода.

Несмотря на то, что клиническая картина рака пищевода часто бывает достаточно типичной, с момента появления первых жалоб до обращения к врачу у многих больных прохо­дит не менее 4—6 месяцев.

Диагностика. При непосредственном объективном исследо­вании больных с ранними стадиями рака пищевода никаких из­менений часто выявить не удается. У больных с далеко зашед­шими стадиями опухоли обращают на себя внимание бледная окраска кожных покровов, часто с землистым оттенком (ей, как правило, соответствует выраженная анемия по результатам кли­нического анализа крови), неприятный запах изо рта (следст­вие распада опухоли), увеличение лимфатических узлов шеи (за счет их метастатического поражения), в ряде случаев обнару­живается асцит (признаки метастазирования в печень).

Точная верификация диагноза рака пищевода возможна только при применении инструментальных методов исследо­вания.

Важную роль в распознавании злокачественных новообра­зований пищевода принадлежит рентгенологическому иссле­дованию. При экзофитном росте опухоли с распадом и изъ­язвлением выявляется дефект наполнения с неровными, «изъеденными» краями (в виде «яблочной сердцевины» по терминологии американских авторов). При эндофитном инфильтративном росте отмечается плоский дефект наполне­ния, циркулярно суживающий просвет пищевода; стенка пи­щевода в этом участке становится ригидной. Достаточно точ­ным методом дооперационной диагностики, позволяющим определить распространенность опухолевого процесса (осо­бенно при его локализации в средней трети пищевода) явля­ется компьютерная томография. В распознавании поражения средостения и метастазов в печени может помочь также маг­нитно-резонансная томография.

Достаточно надежным методом дооперационной диагнос­тики стадии рака пищевода (с точностью, составляющей 80-90%) в настоящее время становится эндосонография. Она позволяет выявить опухоли, размеры которых не превышают 3 мм, а также дает возможность оценить (на глубину до 5 см) состояние тканей, окружающих пищевод (в первую очередь, региональных лимфатических узлов).

Наиболее точным методом диагностики рака пищевода яв­ляется эзофагогастроскопия. При этом при экзофитном росте определяется бугристая опухоль, выступающая в просвет пи­щевода, легко кровоточащая при контакте с эндоскопом. При эндофитном росте обмечается ригидность стенки пищевода в месте поражения, при изъязвлении опухоли образуются язвы неправильной формы с бугристыми неровными краями. Диа­гноз должен обязательно подтверждаться гистологически, при­чем наибольшая точность (90-100%) обеспечивается при мно­жественной биопсии с взятием до 7 кусочков ткани опухоли, а также при комбинировании гистологического исследования биоптатов и щеточной цитологии. В выявлении ранних стадий рака пищевода, а также участков предраковых изменений (дис­плазии) может помочь проведение хромоэндоскопии с толуи-диновым синим или раствором Люголя.

При локализации злокачественной опухоли в верхней тре­ти пищевода для исключения прорастания в трахеобронхиальное дерево, которое наблюдается почти в 30% случаев, до­полнительно проводится бронхоскопия.

Дифференциальная диагностика при раке пищевода прово­дится с заболеваниями, протекающими с симптомом дисфагии: пептическими и ожоговыми Рубцовыми стриктурами пи­щевода, эзофагоспазмом, ахалазией кардии, доброкачествен­ными опухолями и дивертикулами пищевода. Кроме того, сле­дует помнить, что причиной дисфагии может быть также сдавление пищевода увеличенными шейными и медиастинальными лимфатическими узлами (при лимфогранулематозе, лимфосаркоме), различными опухолями средостения, аневризмой аорты, загрудинным зобом, экссудатом в полости перикарда.

Естественное течение. Период с момента появления предра­ковых изменений (дисплазии эпителия) до развития злокаче­ственной опухоли может быть очень продолжительным (до 20 лет и более). С момента возникновения раннего рака пищево­да до формирования его развернутой стадии проходит около 1 года. Дальнейшее распространение опухоли происходит путем ее местного роста, а также метастазирования в региональные лимфатические узлы и отдаленные органы. К моменту обнару­жения опухоли, ее размеры составляют обычно 5—6 см (иногда достигая 10 см), метастазы в регионарные лимфоузлы выявля­ются у 42-67% больных, метастазы в печень, легкие или кос­ти—у 25-30% пациентов. Средняя продолжительность жизни больных с развернутой стадией рака пищевода при отсутствии лечения не превышает в большинстве случаев 9—10 месяцев.

Лечение. Излечение больных раком пищевода достигается только при применении хирургического метода. Проведение радикальной операции оказывается возможным только в тех случаях, когда отсутствует прорастание опухоли в органы сре­достения и нет метастазов в отдаленных лимфатических узлах, недоступных для оперативного удаления а также других орга­нах (печени, легких). В настоящее время; проводятся в основ­ном два вида радикальных операций при раке пищевода: транс­торакальная эзофагэктомия «единым блоком», при которой на­ряду с пищеводом удаляются медиастинальные, перикардиальные и супрапанкреатические лимфатические узлы вместе с не­парной веной и грудным лимфатическим протоком, и так на­зываемая стандартная эзофагэктомия. Летальность при обоих видах операций составляет 6-10%. При невозможности про­ведения радикальной операции проводятся паллиативные опе­ративные вмешательства, направленные на восстановление пассажа пищи по желудочно-кишечному тракту (наложение обходных анастомозов, гастростомия).

Лучевая терапия чаще всего применяется с паллиативной целью при неоперабельном раке пищевода. У большинства больных (70%) она способствует уменьшению размеров опу­холи и исчезновению дисфагии. Эффект лечения сохраняется обычно до 12 месяцев. Практиковавшееся прежде использо­вание лучевой терапии в до- и послеоперационном периодах (с целью улучшения результатов операции) себя не оправдало и в настоящее время не рекомендуется.

Широкое распространение в лечении рака пищевода полу­чили в последние годы эндоскопические методы. К ним от­носятся эндоскопическая резекция опухоли (при раннем раке пищевода), эндоскопическое бужирование пищевода в соче­тании с лазеротерапией и установкой саморасширяющихся металлических эндопротезов (стентов) с целью восстановле­ния проходимости пищевода в неоперабельных случаях рака. Химиотерапия рака пищевода (чаще всего с этой целью при­менялась комбинация 5-фторурацила и цисплатины) оказа­лась малоэффективной.

Прогноз больных раком пищевода во многом зависит от ста­дии опухоли и от того, удалось ли выполнить радикальную опе­рацию или нет. Средние показатели 5-летней выживаемости па­циентов в случаях проведения радикальной операции состав­ляют: при I стадии — около 60%, при II стадии — 30—40%, при III стадии (в которой чаще всего оперируются больные раком пищевода) — 10—15%, при IV стадии — 1—4%. Таким образом, кардинального улучшения результатов лечения больных раком пищевода можно достичь только в том случае, если у большин­ства больных опухоль будет распознаваться на I—II стадиях за­болевания. Этого, в свою очередь, можно добиться только при активном диспансерном наблюдении больных с предраковыми заболеваниями (ахалазией кардии, синдромом Баррета и др.).

Категории