Дренирование брюшной полости в гинекологии.
Дренирование брюшной полости в настоящее время применяют очень редко. Брюшную полость обычно закрывают наглухо. При разрыве мешотчатой гнойной опухоли придатков вопрос о необходимости дренирования следует решать индивидуально, исходя из состояния больной, количества излившегося во время операции гноя, наличия лихорадки (острый или хронический процесс) и того, насколько была загрязнена гноем брюшная полость. Если в придатках матки был старый процесс, гной из мешотчатой опухоли может не содержать бактерий, и в этом случае вопрос о необходимости дренирования отпадает. При остром гнойном процессе и общем хорошем состоянии больной, удалении излившегося гноя и мешотчатой опухоли брюшную полость можно закрыть наглухо или использовать только резиновый трубчатый дренаж, выведенный во влагалище через колыютомное отверстие в заднем своде. Вполне понятно, что при решении этого вопроса большое значение имеет защита верхнего отдела брюшной полости от затекания гноя и тщательность перитонизации культей и участков, лишенных брюшины.
У больных истощенных, ослабленных длительным лихорадочным течением процесса и пожилых при излитии гноя в брюшную полость, особенно в случае распада раковой опухоли или разрыва матки при пиометре, дренирование через брюшную рану и влагалище будет уместным, так как надеяться на защитные силы организма особенно не приходится. Дренажи могут применяться и при плохо останавливаемом паренхиматозном кровотечении, когда марлевый тампон способствует остановке кровотечения и препятствует образованию гематомы, а марлевая или резиновая полоска и резиновый дренаж обеспечивают отток излившейся крови.
В качестве дренажей чаще всего применяются резиновые трубки с несколькими отверстиями на конце, который подводится к области, требующей дренирования. Иногда используются полоски резипы, обычно вырезанные из перчаток, которые не позволяют слипаться раневому отверстию и препятствуют скоплению крови и воспалительного экссудата в ране. Хороший отсасывающий эффект дает комбинированный дренаж, состоящий из марлевой полосы, обернутой перчаточной резиной, за исключением конца, подведенного к месту скопления жидкости (гноя и др.), и второго конца, выведенного наружу. Подобный тампон не обрастает грануляциями и с ним на большом его протяжении не срастаются сальник, брюшина и кишечные петли. Такой комбинированный тампон имеет хорошие дренажные свойства и легко извлекается, когда в нем минует необходимость.
Тампон Микулича в настоящее время применяется исключительно редко и может быть использован при обширном инфицировании брюшной полости и в тех случаях, когда целесообразно отграничить ее верхний отдел от области таза. Тампон Микулича состоит из большой марлевой салфетки или марлевого мешка с прикрепленной к нему в центре крепкой двойной шелковой ниткой, свисающей наружу. В полость мешка вводят несколько марлевых полос, имеющих на конце нитки с узлами, по числу которых определяется порядковый номер полоски. Первую марлевую полоску вводят на дно мешка, затем последовательно размещают другие. Концы полосок и нитку, идущую от дна мешка, выводят наружу, обычно в нижней трети раны, но с таким расчетом, чтобы нижний угол раны был зашит и марлевый тампон со всех сторон окружала брюшина. Заполняя полость и соприкасаясь с инфицированной тканью, марлевый тампон способствует склеиванию инфицированных поверхностей, отграничению и локализации воспалительного процесса.
Тампон Микулича удаляют по частям. Сначала, начиная с 3-го дня, поочередно удаляют марлевые полоски, причем первую выводят последней. Затем медленным потягиванием за нитку, привязанную ко дну мешка, его извлекают. Для облегчения и уменьшения болезненности при удалении мешка в его полость вливают перекись водорода, вазелиновое масло или мазь Вишневского. Благодаря тому что тампон Микулича извлекается постепенно, в течение 3—4 дней, происходит постепенное заполнение раны в направлении из глубины к поверхности, что предупреждает образование глубоких карманов.
Дренирование брюшной полости через задний свод влагалища производится следующим образом. По окончании манипуляций в брюшной полости помощник вводит корнцанг или длинную изогнутую клемму под контролем пальца в задний свод влагалища и поднимает его кверху, выпячивая стенку влагалища и брюшину прямокишечно-маточного кармана. По указанию хирурга помощник перемещает конец корнцанга так, чтобы он занял положение в середине заднего свода. После этого над корнцангом скальпелем или ножницами вскрывают небольшим разрезом задний свод, корнцанг вводят в брюшную полость и, раздвигая его бранши, расширяют отверстие. Конец дренажной трубки или марлевой полоски захватывают корнцангом и извлекают из брюшной полости во влагалище. Второй конец марлевой полоски укладывают рыхло в прямокишечно-маточном углублении.
Переливание крови, противошоковых и кровозамещающих жидкостей при гинекологических операциях применяется очень часто. Практически каждой больной, которую укладывают на операционный стол, сразу же начинают внутривенное капельное введение кровезамещающих жидкостей (5% раствора глюкозы, физиологического раствора поваренной соли и др.). При налаженной системе для внутривенного вливания легко вводить любые лекарственные вещества, кровь или противошоковые жидкости, если в этом возникает необходимость. Почти каждая брюшностеночная лапаротомия и многие влагалищные операции должны сопровождаться капельным переливанием крови. Кроме противошокового эффекта, трансфузия крови необходима для восполнения кровопотери во время операции при кровотечении из перерезанных сосудов и потери из системы кровообращения определенной массы крови, остающейся в удаляемых органах, например при больших по объему опухолях матки и придатков.