Альвеококкоз является тяжелым заболеванием, для которого характерны инфильтративный рост паразитарной ткани и возможность отдаленного метастазирования. Без какого-либо лечения 10-летняя выживаемость составляет всего 10—20%. Оперативное вмешательство при условии полного удаления паразитарной опухоли является методом выбора при данном заболевании и остается единственным радикальным лечением.
Альвеококкоз (Alveococcosis; Echinococcus multilo-cularis) - гельминтоз, преимущественно поражающий печень. Возбудитель его обладает инфильтрующим ростом, что обусловливает метастазы в разные органы.
Альвеококкоз вызывается личинками ленточного червя альвеококка (Echinococcus multilocularis). Источником инвазии являются кошки и собаки, а также лисицы и песцы. Зрелые яйца выделяются с фекалиями этих животных, загрязняя их шерсть, предметы окружающей среды и почву. Заражение человека альвеококкозом происходит при контакте с животными, а также употреблении в пищу загрязненных ягод, овощей и воды.
В желудочно-кишечном тракте яйца теряют оболочку, освободившиеся личинки внедряются в кровеносные сосуды и разносятся током крови во все органы. Большинство личинок задерживается в печени, где с течением времени они растут, развиваются и формируют узлы размером от 0,5 до 30 см. Паразитарные узлы способны прорастать в подлежащие ткани (желчные протоки и диафрагму), а также распространяться в другие органы и ткани (почки и кости, легкие, головной мозг и селезенку, мышцы, брюшину и брыжейка). Узлы оказывают давление на ткани, в результате чего происходит повреждение пораженных органов (их дистрофия, атрофия и фиброз). Продукты жизнедеятельности паразита оказывают также токсическое и аллергическое воздействие. При альвеококкозе отмечаются нарушения иммунной системы организма.
Эпидемиология
Альвеококкоз распространен повсеместно, чаще встречается в Центральной Европе, Северной Америке, странах Азии.
Заражение человека происходит при контакте с собаками и кошками, со шкурами песцов, лисиц, волков и пр. Окончательные хозяева (собаки, кошки, волки, песцы, лисицы) заражаются, поедая промежуточных хозяев (грызунов), инвазированных личинками альвеококка.
В основе патогенеза альвеококкоза лежат механическое воздействие гельминта, прорастание его в лимфатические и кровеносные сосуды с метастазами в разные органы, токсико-аллергические реакции, вторичная бактериальная инфекция паразитарной опухоли. Скопления личинок альвеококка (обычно в печени) по виду и консистенции напоминают единичные или множественные плотные опухоли величиной с куриное яйцо, кулак или голову ребенка.
Прорастая, а не отодвигая поражаемую ткань, альвеококкозные узлы вызывают нарушения кровообращения органа, дегенерацию и атрофию тканей. Кроме механического воздействия личинки альвеококка оказывают на организм человека также токсическое и аллергизирующее влияние в связи с поступлением в кровь продуктов обмена и их распада.
Клиника, симптомы, течение альвеококкоза
Заболевание развивается постепенно, незаметно для больного, медленно (годами и десятилетиями) и долго остается бессимптомным. Лишь случайное обнаружение увеличенной печени самим больным или врачом заставляет искать причину этого первого симптома. Нередко больные обращаются к специалисту сами, обнаружив опухолевидное образование в животе. При дальнейшем увеличении печени больной отмечает тяжесть и давление в правом подреберье, затем тупую и ноющую боль. Через несколько лет прощупываемая печень становится бугристой и очень плотной. Может развиться желтуха. В других случаях возникают слабость, тошнота, понижение аппетита, тупые, реже - острые боли в животе, прогрессирующее похудение. При осмотре нередко обнаруживается субиктеричность склер, иногда - выраженная желтуха. Печень, как правило, увеличена, "деревянной" плотности, иногда бугриста. Отмечаются гиперпротеинемия, гипергаммаглобулинемия, гипальбуминемия. Возможны метастазы в легкие, мозг, лимфатические узлы, сердце, надпочечники, почки и пр. Возможны даже метастазы в глаз.
Нередко увеличивается селезенка. Иногда присоединяется асцит. При наличии распада в центре узлов в запущенных случаях наблюдаются подъем температуры, упадок сил, потливость. Появляются лейкоцитоз, эозинофилия, ускоряется СОЭ.
Образование больших некрозов и полостей в узлах или прорастание в нижнюю полую вену может повлечь профузные кровотечения.
Диагностика альвеококкоза
Диагноз альвеококкоза устанавливается на основании клинической картины (неспецифическое поражение различных органов), при наличии эпидемиологического анамнеза (контакт с зараженными животными), с обязательным учетом инструментальных данных рентгенологического исследования и радиоизотопного обследования, ультазвукового исследования (УЗИ), компьютерной и магнитно-резонансной томографии.
В лабораторных условиях заболевание подтверждается при помощи следующих специфических методов:
- микроскопическое исследование мокроты – обнаружение возбудителя альвеококкоза
- иммунологические методы исследования: реакции энзим-меченых антител с альвеококковым диагностикумом, латекс-агглютинации, непрямой гемагглютинации (РНГА), иммуноферментный анализ (ИФА)
К неспецифическим методам лабораторной диагностики альвеококкоза относятся общий анализ крови и биохимический анализ крови. Дифференциальная диагностика альвеококкоза проводится с эхинококкозом и поликистозом печени, а также циррозом и гемангиомой.
Лечение
Произвести радикальную операцию при альвеококкозе печени удается лишь у 15—20% больных. Большинство больных поступает в хирургические отделения слишком поздно.
Узел может быть иссечен в пределах здоровых тканей, вылущен или частью резецирован, а частью вылущен. Если имеются два или несколько узлов, а общее состояние больного не позволяет удалить их в один момент, операцию производят двух- или даже трехэтапно. Часто желчный пузырь бывает распластан на паразитарной опухоли, в этих случаях его удаляют вместе с узлом альвеококка. Если радикальная операция невозможна (например, при прорастании в нижнюю полую вену), а паразитарная опухоль достигла гигантских размеров и сдавливает соседние органы, показана паллиативная резекция, которую производят также с целью предупредить сдавление внепеченочных желчных путей прогрессивно растущей «опухолью». Оставшиеся неудаленными участки альвеококкового узла подвергаются местному воздействию антипаразитарными средствами (инъекции формалина, трипафлавина и др.).
Техника паллиативных резекций не представляет особых трудностей, так как паразитарные узлы, как правило, не кровоточат. Кровотечение из одиночных крупных сосудов останавливают пробочками из сальника. После вскрытия брюшной полости иссекают кусок большого сальника, из которого изготовляют биологические тампончики. Кусочки сальника 0,5x0,5 см припудривают сухим тромбином и фиксируют двумя узлами к центру лигатуры. В момент кровотечения из зияющего в плотной строме сосуда в просвет его производят вкол круто изогнутой иглы с продетой в ее ушко лигатурой с биологическим тампончиком. Натягиванием лигатуры удается закупорить просвет сосуда и остановить кровотечение. При наличии полостей распада в центре неудалимого паразитарного узла производят дренирование полости с последующим систематическим промыванием ее антипаразитарными препаратами, а при наличии инфекции — антибиотиками. При окклюзионной желтухе, вызванной прорастанием ворот печени, производят различные желчеотводящие операции. Предпринимают попытки применять химиотерапию при иноперабельных формах. Применяемые внутримышечные инъекции тимолового эфира пальмитиновой кислоты (тэпаль) малоэффективны. Имеются попытки лечения альвеококкоза рентгенотерапией и вакцинотерапией.
При тотальном поражении печени паразитарными узлами единственная возможность помочь больному — решить вопрос о трансплантации печени.
Прогноз при альвеококкозе весьма серьезен, но благодаря очень медленному росту паразитарных опухолей и наступающей за это время компенсаторной перестройке печени больные могут жить довольно долго (в среднем 8—9 лет); погибают чаще от окклюзионной желтухи, реже от метастазов в мозг. Своевременная радикальная операция значительно улучшает прогноз.
Раннее распознавание дает возможность полностью удалить очаг поражения.
Таким образом, альвеококкоз печени остается хирургически зависимым заболеванием. Радикальная резекция печени при альвеококкозе способна полностью излечить большинство больных и дает хорошие результаты в отдаленном периоде. При использовании современных методов исследования проблемы постановки правильного диагноза нет, однако отсутствие скрининговой системы приводит к обнаружению заболевания на поздних стадиях. Как следствие, на момент постановки диагноза в большинстве наблюдений исключается возможность выполнения радикальной операции. Методы локальной деструкции и трансплантация печени находят применение в ограниченных наблюдениях ввиду специфики паразитарного заболевания.