Недостаточность поджелудочной железы – дефицит ее ферментов, препятствующий нормальному перевариванию пищи и всасыванию питательных веществ.
Причины
Причины недостаточности поджелудочной железы могут быть врожденными (муковисцидоз, липоматоз, синдром Швахмана) и приобретенными (хирургическое удаление поджелудочной, гибель части клеток из-за панкреатита).
Прогрессирующая потеря ацинозных клеток железы неотвратимо приводит к нарушению абсорции из-за неадекватной продукции пищеварительных ферментов. Тем не менее значительный функциональный резерв поджелудочной не позволяет симптомам недостаточности поджелудочной железы (ЭНПЖ) проявиться до тех пор, пока большая часть железы не подвергнется разрушению. Панкреатические ферменты выполняют основные пищеварительные функции, но тем не менее существуют альтернативные пути переваривания некоторых питательных веществ. В процессе экспериментального блокирования панкреатической секреции в кишечнике продолжали усваивать до 63% поступивших белков и до 84% жиров. Эта ограниченная ферментативная активность, вероятно, проявляется в результате работы лингвальной и/или желудочной липаз, пепсинов желудка, эстераз и пептидаз слизистой оболочки кишечника и, у молодых больных, липазы молока, активированной под действием желчных солей. Однако при тяжелом нарушении экзокринной функции поджелудочной железы эти альтернативные пути переваривания неполноценны, в результате чего наблюдаются признаки нарушения абсорбции. ЭНПЖ у детей встречается реже, чем у взролсых, однако более достоверные ТПИ-тесты, разработанные для детей, показали, что данное заболевание встречается у них гораздо чаще, чем считалось ранее.
Спонтанное развитие атрофии ацинозных клеток поджелудочной железы, РАА (от англ. pancreatic acinar atrophy) у ранее здоровых взрослых больных довольно часто встречается и является основной причиной ЭНПЖ. Подобные нарушения периодически встречаются и у детей, педиатрам известны случаи идентичных гистологически подтвержденных патологических изменений. В результате последних исследований было выявлено, что у некоторых людей РАА развивается как следствие бессимптомного лимфоцитарного и, возможно, аутоиммунного панкреатита. У этих больных не развивается сахарный диабет, поскольку сохраняются островковые клетки.
В то время как хронический панкреатит с прогрессирующей деструкцией ткани поджелудочной железы часто приводит к ЭНПЖ у взрослых, у детей это происходит крайне редко. Вероятнее всего, у больных с недостаточностью поджелудочной железы и сахарным диабетом присутствует хронический панкреатит, поскольку воспаление поджелудочной железы в большинстве случаев затрагивает экзокринную и эндокринную ткань, тогда как при РАА происходит избирательное поражение ацинозных клеток.
Не описаны случаи врожденного дефицита отдельных ферментов поджелудочной железы или энтеропептидаз кишечника. В редких случаях у молодых людей могут наблюдаться признаки ЭНПЖ, также редко — сахарный диабет, возникший в очень раннем возрасте, причем основной причиной развития этих заболеваний является врожденная гипоплазия или аплазия поджелудочной железы. Вялотекущая бессимптомная форма недостаточности поджелудочной железы иногда выявляется у пациентов с иммуно-опосредованным лимфоцитарным панкреатитом, не переходящим в выраженную РАА.
Есть информация о развитии недостаточностью поджелудочной железы как осложнения резекции проксимального отдела двенадцатиперстной кишки и холецистдуоденостомии. Это связано с отсутствием двойных панкреатических протоков у данного вида больных и нарушением панкреатической секреции, которая вызвана поражением большого сосочка двенадцатиперстной кишки. Панкреатэктомия также приводит к ЭНПЖ.
Диагностика недостаточности поджелудочной железы
Анамнез и история болезни
Обычно у пациентов с ЭНПЖ в анамнезе имеются сведения о снижении массы тела на фоне нормального или повышенного аппетита. В некоторых случаях развивается полифагия в тяжелой степени выраженности, когда родственник больного может жаловаться, что он жадно поглощает всю предлагаемую ему пищу; однако, у некоторых пациентов периодически пропадает аппетит. При данном заболевании также может возникать извращенный аппетит. В отдельных случаях может усиливаться жажда при недостаточности поджелудочной железы, а при хроническом панкреатите полиурия и полидипсия нередко связаны с сахарным диабетом. Часто ЭНПЖ сопровождается диарей различной степени выраженности. Большинство пациентов отмечают, что у них наблюдается увеличение объема фекалий полуоформленной консистенции, хотя у некоторых больных водянистый кал появляется периодически или наблюдается постоянно, хотя в других случаях диарея встречается редко или не представляет проблемы. Диарея при недостаточности поджелудочной железы может полностью прекратиться, если больному назначить голодную диету, а после этого начать кормить пищей с низким содержанием жира или углеводов.
Часто могут возникать приступы рвоты при недостаточности поджелудочной железы, отмечаться выраженное урчание в кишечнике и метеоризм, что может беспокоить больного. Чаще всего РАА встречается у молодых пациентов, поэтому ЭНПЖ начинают подозревать в первую очередь, основываясь на возрасте. Однако следует обратить внимание на то, что даже у молодых людей заболевания тонкого кишечника встречаются гораздо чаще, чем ЭНПЖ, и что РАА может развиваться у людей различных возрастов. Точно так же у большинства детей с полифагией, снижением массы тела и диареей в итоге ставится диагноз — заболевание тонкого кишечника, связанное с выраженным дефицитом кобаламина, и это нарушение сложно отличить от ЭНПЖ без специальных диагностических тестов.
Симптомы недостаточности поджелудочной железы
При ЭНПЖ обычно наблюдается потеря массы тела от незначительной до сильной степени выраженности. Некоторые пациенты могут быть сильно истощены, у них может наблюдаться значительное уменьшение мышечной массы, подкожный жир у них не пальпируется, в тяжелых случаях больное может быть физически слабым вследствие серьезной потери мышечной массы. Кожный покров часто находится в плохом состоянии, от некоторых больных может исходить сильный неприятный запах. Это в какой-то степени может отражать выраженный дефицит витамина В12 .
Данные анамнеза и клинические симптомы не позволяют дифференцировать ЭНПЖ от других причин нарушения всасывания, и, хотя заместительная терапия пероральными ферментными препаратами поджелудочной железы практически всегда является успешной, тем не менее положительная ответная реакция на лечение не может быть надежным диагностическим критерием.
Явную атрофию поджелудочной железы, являющуюся признаком РАА, можно выявить при диагностической лапаротомии или лапароскопии. При хроническом панкреатите невозможно точно определить количество оставшейся экзокринной панкреатической ткани вследствие развития значительной адгезии и фиброза, поэтому хирургическое вмешательство с диагностической целью под общей анестезией в данном случае не рекомендуется из-за повышенного риска возникновения серьезных осложнений. Для диагностики рекомендуется использовать надежные и неинвазивные тесты, имеющиеся в распоряжении клиники .
На основании результатов стандартных лабораторных исследований обычно невозможно поставить диагноз ЭНПЖ. Активность аланинаминотрансферазы (АЛТ) может быть усилена слабо или умеренно, что, возможно, отражает поражение гепатоцитов, вызванное чрезмерным поглощением гепатотоксичных веществ в связи с нарушением проницаемости слизистой оболочки тонкого кишечника. Результаты других биохимических исследований сыворотки крови не являются патогномоничными за исключением того, что часто выявляется снижение уровня общих жиров, холестерина и полиненасыщенных жирных кислот. Концентрация белка в сыворотке крови обычно остается в норме, несмотря на выраженное нарушение поступления питательных веществ в организм больного больного. Также могут выявляться лимфопения и эозинофилия; однако, при обнаружении еще каких-то изменений в крови следует рассматривать вероятность присутствия других сопутствующих или альтернативных заболеваний.
Активность амилазы, изоамилазы, липазы и фосфолипазы А2 в сыворотке крови при ЭНПЖ снижается минимально, указывая на то, что у этого вида больных данные ферменты секретируются не только поджелудочной железой. Самым надежным и широко используемым в настоящее время тестом является оценка ТПИ в сыворотке крови.
Трипсиноген синтезируется только поджелудочной железой, и измерение сывороточной концентрации этого профермента с помощью видоспецифичных радиоиммунологических анализов является наиболее надежным косвенным показателем экзокринной функции поджелудочной железы. Оценка ТПИ в сыворотке крови — высокочувствительный и специфичный метод диагностики ЭНПЖ, поскольку концентрация трипсиногена уменьшается в значительной степени по сравнению с таковой у здоровых больных и больных с заболеваниями тонкого кишечника. Выраженное ослабление ТПИ (до <2 мкг/л) может даже предшествовать развитию потери массы тела и диареи. Метод прост в исполнении: все, что для этого требуется, — это однократное взятие крови с предварительным выдерживанием больного на голодной диете в течение нескольких часов. ТПИ в сыворотке крови очень стабильна, что позволяет отправить образец с курьером в лабораторию, где проводят подобные исследования.
Существуют и другие тесты, используемые для диагностики ЭНПЖ: оценка протеолитической активности в кале с использованием азопротеина, методы радиальной диффузии ферментов в желатине, специфическая оценка панкреатической эластазы в кале, тест с бентиромидом (ВТ-РАВА), изменение прозрачности плазмы после перорального введения жиров и микроскопическое исследование кала. Во многих случаях результаты этих тестов оказываются как ложноположительными, так и ложно-отрицательными, поэтому проводить их не рекомендуются даже в качестве грубых скрининговых исследований. Более того, провести эти тесты можно далеко не во всех лабораториях, и даже если есть, где их выполнить, они неудобны и дороги. При подозрении на ЭНПЖ рекомендуется проводить оценку ТПИ.
Лечение недостаточности поджелудочной железы
Заместительная терапия ферментами
У большинства пациентов недостаточность поджелудочной железы успешно поддается лечению с помощью добавления в каждую порцию еды ферментов, которые представляют собой сухой экстракт поджелудочной железы. Экстракт может обладать различной биодоступностью, выпускаться во многих формах (в виде таблеток, капсул, порошков, гранул) и в его составе могут быть различные ферменты. Начальная эффективная доза обычно составляет примерно две чайные ложки порошка экстракта на 20 кг массы тела при каждом приеме пище. Экстракт следует добавлять в пищу непосредственно перед кормлением. Обычно бывает достаточно двукратного кормления для того, чтобы у больного началось увеличение массы тела. Прибавка в весе, как правило, составляет 0,5-1,0 кг в неделю, диарея и другие нарушения, например полифагия, устраняются в течение 4-5 дней.
После клинического улучшения состояния пациенты смогут самостоятельно подобрать минимальную эффективную дозу ферментных препаратов для предотвращения рецидива заболевания. Дозу подбирают индивидуально для каждого больного, поскольку количество препарата зависит от партии экстракта и потребности организма больного в дополнительном введении ферментов. При данном заболевании минимально требуется одна полная чайная ложка ферментов, добавляемых в каждое кормление, но для детей, возможно, потребуется меньшее количество препарата. Некоторым достаточно кормления 3-4 раза в день, тогда как другим может требоваться пятиразовое кормление. В качестве недорогой альтернативы сухому экстракту можно использовать рубленую сырую поджелудочную железу крупного рогатого скота или свиней (в количестве 100-150 г на 20 кг веса), если эти больные признаны здоровыми по результатам обязательной посмертной экспертизы. Этот субпродукт можно хранить в замороженном виде при температуре минус 20 ° С на протяжении трех месяцев без значительной потери активности ферментов.
Для защиты ферментов от разрушения кислой средой желудка была разработана специальная энтеросолюбильная (кишечнорастворимая) оболочка, но эти средства часто менее эффективны, чем порошковый экстракт поджелудочной железы. Данный эффект может быть обусловлен избирательной задержкой частиц, имеющих кишечнорастворимую оболочку, в желудке в течение всего периода нахождения в нем пищи или, возможно, быстрым транзитом их по кишечнику, что препятствует адекватному высвобождению ферментов в проксимальных отделах тонкой кишки. В дальнейшем более эффективным может являться использование препаратов, имеющих кишечнорастворимую оболочку, но разработанных специально для больных с недостаточностью поджелудочной железы. Также эффективным и экономически выгодным может являться использование новых препаратов, содержащих грибковые или желудочные липазы, не разрушающиеся в кислой среде. В то же время вероятность эффекта таких средств для больных с субоптимальным увеличением массы тела невелика, равно как и повышение дозы ферментов более рекомендуемой или назначения циметидина. Эти сведения свидетельствуют о возможном участии в данном процессе иных факторов, не связанных с содержанием ферментов в проксимальных отделах тонкого кишечника.
Изменение диеты при недостаточности поджелудочной железы
Даже назначение оптимальной ферментной терапии не позволяет нормализовать абсорбцию жиров. больные это легко компенсируют повышением потребления ими пищи, что обусловливает необходимость регуляции данного показателя с целью поддержания идеальной массы тела. Некоторые виды пищевых волокон снижают активность ферментов поджелудочной железы in vitro, поэтому следует избегать дачи больным пищевых волокон, содержащих значительное количество непереваримой клетчатки. В то же время рацион с низким количеством жиров всего лишь снижает калорийность принимаемой пищи при недостаточности поджелудочной железы, поэтому этого также следует избегать. С целью коррекции остаточного дефицита пищеварительной функции целесообразно использование кормов, содержащих большое количество переваримых и низкое количество непереваримых пищевых волокон.
Прогноз при недостаточности поджелудочной железы
Патологические процессы, которые привели к развитию ЭНПЖ, как правило, необратимы, поэтому лечение необходимо проводить в течение всей жизни. При этом важно учитывать, что больным, помимо заместительной терапии ферментными препаратами, часто требуется назначение витамина В12. Учитывая высокую стоимость лечения, периодически логично либо повторять анализ на ТПИ, либо прекращать введение ферментов примерно каждые 6 месяцев для того, чтобы можно было оценить, появятся ли снова клинические признаки заболевания или нет. Ацинозная ткань имеет некоторую способность к регенерации, поэтому вполне объяснимо, что после панкреатита или РАА оставшаяся ткань поджелудочной железы может регенерировать до такой степени, что возможна даже нормализация пищеварения. Были описаны случаи выздоровления при клинически выраженной ферментной недостаточности. Однако в большинстве случаев требуется лечение на протяжении всей жизни больного, и, если они готовы проводить дорогостоящую заместительную терапию ферментными препаратами при недостаточности поджелудочной железы, прогноз в этом случае вполне удовлетворительный. У некоторых больных так и не происходит восстановления прежней массы тела, но у них не наблюдается диарея и полифагия, что значительно улучшает качество жизни. Высокая частота случаев перекрута брыжейки и дилатации/заворота желудка описана в Финляндии, в других странах таких заболеваний отмечено не было.