Бактерия хеликобактер пилори: лечение взрослых и детей антибиотиками и народными средствами

Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), а особенно гастриты различной этиологии и язвенная болезнь, входят в первую пятерку проблем со здоровьем у современного человека. Наряду с различными причинами, такими как плохая экология, нерациональное питание, постоянные стрессы и неправильный ритм жизни в целом, значительную роль в патологических нарушениях работы ЖКТ как у взрослых, так и у детей ученые отводят бактерии хеликобактер пилори (Helicobacter pylori). Лечение пациента с проблемами ЖКТ проводится как народными средствами, так и по различным схемам и зависит от того, выявлено при обследовании больного наличие Helicobacter pylori или нет.

Врачи открыли новую причину появления неприятного запаха изо рта: заражение паразитами. Читать далее >>>

Причина хеликобактериоза

Разработка схем успешного лечения заболеваний, вызванных бактериями хеликобактер пилори, стала возможна после открытия самого микроорганизма и механизма его воздействия на организм больного.

История открытия

Первая достоверная информация о Helicobacter pylori появилась в 1875 году – спиралевидная бактерия была обнаружена в слизистой желудка человека. Попытка культивировать микроорганизм на известных в то время питательны средах успехом не увенчалась – спиралевидная бактерия не росла и исследования прекратились.

Спустя 11 лет в 1886 году польский ученый Яворский обнаружил спиралевидную бактерию хеликобактер пилори. Проведенные исследования позволили ученому предположить наличие связи между присутствием бактерии и возникновением патологий желудка человека. Работа была даже включена в «Руководство по заболеваниям желудка», опубликованное в 1899 году. Но изданная на польском языке, она не была замечена в научном мире.

Лечение хеликобактер пилори у детей: какие схемы можно использовать в медикаментозной терапии? Российские ученые тоже принимали участие в исследовании Helicobacter pylori – при исследовании клеток желудка больных язвой в 1974 году (профессор Морозов И.А. Москва) были выделены спиралевидные бактерии. И опять невозможность вырастить микроорганизмы вынудила ученых отложить решение вопроса.

Следующим, кто в очередной раз открыл бактерию хеликобактер пилори, стал Дж. Робин Уорен (1979 г. Австралия, Королевский госпиталь Перта). Совместно с Барри Маршалом (1981 г.) ученые выделили и культивировали бактерии на искусственных средах.

В результате проведенных исследований ученые сделали предположение об инфекционном происхождении большей части гастритов и язв желудка.

Это предположение подтвердилось, и, согласно статистическим данным, 56% язв двенадцатиперстной кишки и 38% язв желудка являются результатом инфицирования бактерией хеликобактер пилори.

Механизм воздействия Helicobacter pylori на организм человека

Helicobacter pylori – спиралевидная микроаэрофильная (кислород нужен, но в малых количествах) грамотрицательная бактерия, имеющая от 4 до 6 жгутиков, которые обеспечивают ей возможность быстрого перемещения в густых средах.

Попав в желудок человека, хеликобактер пилори преодолевает защитную слизистую оболочку и закрепляется на поверхности слизистой оболочки желудка.

В результате жизнедеятельности бактерия Helicobacter pylori вырабатывает ферменты, вызывающие серьезные нарушения в биохимии желудка.

Ферменты и токсины, выделяемые бактерией хеликобактер пилори, и их воздействие на организм человека:

1. Уреаза – катализирует процесс гидролиза мочевины с образованием аммиака, соответственно, значение рН в прилегающих областях начинает расти (уменьшается кислотность). Изменение кислотности среды желудка запускает механизм восстановления нормального баланса – повышается секреция пепсина и соляной кислоты с одновременным снижением выработки бикарбонатов.
  2. Helicobacter pylori вырабатывает липазу, муциназу и протеазу – ферменты, вызывающие деструкцию полимерных цепей слизи желудка и последующее их растворение. Оголенные слизистые ткани желудка подвергаются прямому воздействию соляной кислоты, что приводит к повреждению тканей и образованию язв.
  3. Бактерия хеликобактер пилори выделяет эндотоксин, провоцирующий вакуолизацию (клеточная дистрофия, сопровождается скапливанием в цитоплазме клетки избыточного количества воды в виде шариков – вакуолей). Прогрессирование процесса приводит к полному разрушению пораженных клеток.

Подобный разрушительный механизм воздействия бактерии хеликобактер пилори подразумевает лечение хеликобактериоза как необходимость.

Лечение заболеваний, которые вызываются хеликобактер пилори, у взрослых и детей проводится с учетом всех перечисленных факторов, состояния желудка и предрасположенности больного к раковым заболеваниям.

Выбор метода лечения взрослых и детей определяется только после всестороннего обследования. Полученная информация позволит назначить соответствующее лечение, ведь далеко не всегда является оправданным проведение эрадикации хеликобактер пилори, а для детей требуется подбор специальных антибиотических средств с низкой токсичностью.

Оправданность эрадикации и ожидаемый результат

Несмотря на то что полное выведение патогенного микроорганизма Helicobacter pylori является идеальным решением, на практике эрадикация используется достаточно осторожно.

Сложность в том, что полное уничтожение хеликобактер пилори проводится терапевтическими схемами с применением единовременно нескольких антибиотиков. В случае если входящий в схему антибиотик когда-либо назначался пациенту, бактерия хеликобактер пилори будет к нему резистентной (нечувствительной) и лечение не будет эффективным, а массированное применение антибиотиков обязательно нанесет значительный вред микрофлоре организма взрослых и детей.

Кроме того, достоверность диагностики показывает слишком большой процент ошибок. Самый надежный метод – биопсия – не является достоверным, так как зависит от большого количества факторов, при этом некоторые не могут контролироваться.

Даже подтвержденное наличие в организме взрослых и детей бактерии хеликобактер пилори не является показанием к проведению эрадикации – считается, что более 67% населения Земли заражены бактерией Helicobacter pylori, а симптоматика заражения проявляется только в 30% всех случаев.

Симптомы хеликобактериоза в детском возрасте

Симптоматику поражения Helicobacter pylori у детей можно поделить на ранние признаки:

• отрыжка;
  • неприятные ощущения в верхней части живота;
  • изжога;
  • неустойчивый стул.

При развитом процессе хеликобактериоза отмечаются следующие признаки:

• анемия;
  • кожные аллергические проявления (крапивница);
  • астенический синдром (утомляемость, снижение умственных способностей и отставание в физическом развитии).

Проявляется хеликобактер пилори у детей как функциональная диспепсия или хронический гастрит, в крайне редких случаях встречаются язвенные болезни желудка или двенадцатиперстной кишки.

Наши читатели рекомендуют!

Наиболее эффективным средством для похудения, по мнению наших читателей, является уникальная smart-система для коррекции веса «Lipo Star System» с CLA-кислотами. Lipo star system для похудения – это средство, к созданию которого приложил руку известный во всем мире диетолог и ученый Пьер Дюкан. Основным компонентом препарата является CLA-кислота. Это один из лучших жиросжигателей, которые известны на сегодняшний день. Она не просто расщепляет "стратегические запасы" организма. Кислоты укрепляют мышцы, а значит, улучшаются формы тела. Мнение врачей. »

Чтобы лечить заболевание у детей, подбирают специальные схемы щадящего действия.

Самоизлечение как факт

Существует статистика спонтанной элиминации (естественное вымирание) бактерии хеликобактер пилори в условиях естественного протекания заболевания и при отсутствии лечения вообще. Подобное явление наблюдалось у пожилых людей и у пациентов со значительным стажем гастрита. Сведений о самоисцелении у детей нет.

Причиной подобного самоизлечения является атрофичная слизистая оболочка желудка, что создает неблагоприятные условия для бактерии Helicobacter pylori.

Терапия заболевания

Медикаментозное лечение хеликобактериоза осуществляется по схемам эрадикации, предложенным на «Маастрихт» различных лет.

Именно «Маастрихт» (Европейская группа по исследованию Helicobacter pylori) подтвердил, что ни одна схема не гарантирует на 100% положительный результат.

Для повышения эффективности были выделены несколько схем, названных «линиями». Предполагается, что первоначально пациента следует лечить по схеме из «первой линии», в случае отсутствия результата применять схему из «второй линии».

Трехкомпонентная «первая линия»

Данная схема признана во всем мире как универсальная и включает в себя:

• ингибитор протонного насоса – снижает выработку соляной кислоты, не назначается детям;
  • амоксициллин – кислотоустойчивый антибиотик широкого спектра действия;
  • кларитромицин – антибиотик, кислотоустойчивая производная эритромицина.

«Первая линия» принимается не менее 7 дней в рекомендованных дозировках. Эффективность воздействия на организм тройной терапии увеличивается вместе с продолжительностью (до 14 дней) и зависит от уровня обсемененности бактериями хеликобактер пилори и способностью пациента переносить терапию.

Четырехкомпонентная «вторая линия»

При отсутствии эффекта применяется «вторая линия», куда входят:

• стандартная дозировка ингибитора протонного насоса, детям назначают гистаминоблокаторы;
  • тетрациклин – бактериостатический антибиотик, подавляет синтез белка клетками микроорганизмов;
  • метронидазол – антипротозойный и антибактериальный препарат, ингибирует синтез нуклеиновых кислот бактерий;
  • салицилат или субцитат висмута – активный в отношении Helicobacter pylori, формирует нерастворимое покрытие на местах изъязвлений.

«Вторая линия» предусматривает увеличение дозировок и времени приема препаратов – от 10 дней и более до достижения эффекта.

Негативные стороны терапии Helicobacter pylori

Независимо от успешности проводимого медикаментозного лечения на организм пациента приходится большая нагрузка в виде побочных действий препаратов.

Наиболее характерные побочные действия терапии хеликобактер пилори

Влияние на нервную систему:

• головные боли;
  • бессонница;
  • головокружение и дезориентация;
  • состояние беспричинной тревоги, различные страхи;
  • кошмары в сновидениях;
  • различные психозы, галлюцинации и спутанность сознания.
  • тошнота и рвота;
  • диарея;
  • гастралгия (ощущение повреждения тканей);
  • стоматиты;
  • холестатическая желтуха;
  • псевдомембранозный энтероколит и т.д.

Проявления со стороны органов чувств:

• дисгевзия (изменение вкусовых ощущений);
  • шум в ушах, возможна временная потеря слуха.

В процессе лечения схемами «Маастрихт» всегда есть угроза передозировки, и, вполне закономерно, у бактерий вырабатывается устойчивость к используемым лекарствам.

В случае небольшого обсеменения бактериями хеликобактер пилори можно попробовать обойтись народными средствами, без схем эрадикации.

Терапия хеликобактериоза без антибиотических препаратов

Существует статистка излечения от хеликобактериоза гомеопатическими и народными средствами.

Гомеопатия рассматривает хеликобактериоз не как инфекционный процесс, а как нарушение работы всего организма. И нормализация его работы, в частности восстановление микрофлоры ЖКТ, приведет к угнетению и подавлению хеликобактер пилори.

Средства, получившие подтверждение своей эффективности

Прополис

Издавна известное народное средство для оздоровления ЖКТ.

Клинические исследования показали, что применение 100 мл водного раствора прополиса в течение 2 недель позволило 57% больных полностью избавиться от хеликобактер пилори, у остальных шел процесс значительного снижения обсемененности.

Водный раствор прополиса как народное средство, которым можно лечить хеликобактериоз, рекомендуют в следующих случаях:

• небольшая обсемененность бактериями;
  • преклонный возраст больного;
  • противопоказания к антибиотикам;

Семена льна

Народное средство, которое применяют при заболеваниях ЖКТ, обладает следующим механизмом воздействия:

• обволакивающее действие;
  • снимает воспаления;
  • обладает обезболивающими свойствами;
  • снижает выделение желудочного сока.

Это народное средство, не обладая антибактериальными свойствами, осуществляет только симптоматическое лечение и следует применять в сочетании с другими средствами.

Сборы лекарственных трав и их отвары

Народная медицина широко использует отвары лекарственных растений или сборов, также применяются спиртовые настойки.

Последние следует использовать осторожно, проверив, не оказывает ли спирт раздражающее действие на стенки желудка.

Успешно лечить народными средствами можно:

• повышенную кислотность – отвар семян льна, сбор зверобой, ромашка, чистотел и тысячелистник;
  • пониженную кислотность – отвар корней аира или свежий сок капусты.

Куриное яйцо

Хорошо лечить заболевания ЖКТ сырым яйцом – выпивать натощак утром; прием пищи должен быть через 2 часа, не ранее.

Сок свеклы

Отжатый сок свеклы следует выдержать около 2 часов в открытом виде, разбавить водой в равных пропорциях и пить по полстакана перед едой.

Большое значение в профилактике заболевания, чтобы не пришлось потом лечить с применением средств химиотерапии, уделяется гигиене и укреплению иммунитета. Ведь практически у каждого человека есть в организме бактерии хеликобактер пилори, но болеют далеко не все.

Вы – одна из тех миллионов женщин, которые борются с лишним весом?

А все ваши попытки похудеть не увенчались успехом?

И вы уже задумывались о радикальных мерах? Оно и понятно, ведь стройная фигура - это показатель здоровья и повод для гордости. Кроме того, это как минимум долголетие человека. А то, что человек, теряющий «лишние килограммы», выглядит моложе – аксиома не требующая доказательств.

Категории