Основы строения желудка у детей

Желудок — наиболее широкий сегмент пищеварительной трубки. Недостаточно выраженная дифференцировка его отделов у новорожденных и детей первых месяцев жизни позволяет выделить три отдела: входной (pars cordiaca), средний (corpus ventriculi) и выходной (pars pylorica). Наиболее интенсивный рост желудка происходит к концу первого года жизни, что связано с введением в пищу более грубых пищевых продуктов и тем, что ребенок начинает ходить. Особенно активно растет большая кривизйа желудка и его антральный отдел.

Форма и расположение желудка также изменяются в зависимости от возраста ребенка. Если в первые месяцы жизни, когда ребенок находится в основном в горизонтальном положении, желудок имеет округлую или овоидную форму и расположен косогоризонтально по отношению к основной оси тела, то в последующем, в связи с тем что ребенок начинает сидеть и стоять, желудок вытягивается и приобретает типичную У-образную форму.

Нижний полюс желудка у детей раннего возраста располагается на уровне TXII —LI. а в возрасте 10—12 лет может опускаться до уровня LIII —LIV. Указанное расположение желудка не следует рассматривать как ею опущение, если верхняя горизонтальная часть двенадцатиперстной кишки соответствует уровню расположения тел LI —LII .

Моторная функция желудка у новорожденных и детей первого года жизни характеризуется тоническим, «выжимающим» свойством и в значительно меньшей степени перистальтической активностью. В первые 2 мес после рождения опорожнение желудка продолжается в течение 3—5 ч, а у детей первого года жизни 2—3 ч. На скорость выхода пищи из желудка влияет положение ребенка: так, при постоянном нахождении его на правом боку скорость опорожнения увеличивается в 2—2,5 раза [Филиппкин М. А. 1985]. Большое значение имеет состав пищи. Если углеводы и жиры способствуют замедлению процесса эвакуации, то белки мало влияют на моторно-эвакуаторную функцию желудка. В последние годы происходит активное изучение гормонов желудочно-кишечного тракта, которые, в частности, оказывают влияние на передвижение пищевого комка, воздействуя на сфинктерную систему. Так, Z. Iton и соавт. (1978) доказали, что сократительная активность нижнего пищеводного сфинктера (НПС) контролируется пептидами желудочно-кишечного тракта и что гастрин не играет существенной роли в регуляции двигательной активности НГ1С, в то время как мотилин — самое важное из веществ, регулирующих эту функцию. При его избыточном содержании не только замедляется перистальтика, но и возникает антиперистальтика, т. е. развивается рефлюкс-эзофагит.

Желудок, не содержащий пищу и жидкость, не образует полость. Его стенки прилежат друг к другу, и только верхний отдел заполнен воздухом (газовый пузырь желудка). G. Forssell (1938) считает, что газовый пузырь поддерживает определенное давление в желудке. По мнению F. Grodel (1924), газовому пузырю желудка отведена роль регулятора поступления пищи в желудок. Форма газового пузыря у детей раннего возраста обычно округлая, в старшем возрасте он больше вытянут в поперечном направлении. Сверху газовый пузырь ограничен сводом желудка, толщина которого зависит от степени растяжения, т. е. размеров пузыря.

Контрастное вещество, проникнув в газовый пузырь, располагается на его «дне», образуя горизонтальный уровень, и при нормальном состоянии желудка задерживается здесь на некоторое время. Затем оно постепенно опускается вниз, отодвигая переднюю стенку желудка от задней. Обычно при движении контрастного вещества вниз образуется клинообразная тень, вершиной обращенная вниз. Таким образом, развертывание желудка происходит постепенно сверху вниз. Это связано с особой функцией желудка — перистолой, т. е. со способностью желудка охватывать поступающую в него пищу. Перистола желудка у детей отчетливо выявляется уже с первых недель жизни.

Расположение и функции антрального отдела желудка

Рис. 138. Рентгенограмма желудка ребенка 37г нед. «Сотовый» рисунок слизистой оболочки свода желудка. Тугое заполнение желудка свидетельствует об отсутствии Переходных складок на большой кривизне.

Складки слизистой оболочки верхнего отдела желудка имеют вид многочисленных переплетений, создающих у детей раннего возраста картину сетки и напоминающих рисунок мозговых извилин у детей старшего возраста. При этом рельеф слизистой оболочки проксимального отдела желудка отличается большим постоянством. Рельеф слизистой оболочки по малой кривизне, образованный двумя—тремя продольно расположенными складками, также достаточно постоянен. Чем ближе к большой кривизне, тем больше складки слизистой оболочки отклоняются сначала в косопродольном, а затем в поперечном направлении, образуя характерную зубчатость по большой кривизне желудка. Зубчатость большой кривизны желудка является отражением определенного типа строения рельефа, с преобладанием косых или поперечно расположенных складок. У новорожденных и детей первых недель жизни контур большой кривизны такой же гладкий, как и малой (рис. 138).

В синусе и антральном отделе желудка складки веерообразно расходятся по направлению к большой кривизне, за исключением детей раннего возраста, у которых не выявляется этой отчетливой картины. Отсутствие выраженной складчатости в дистальном отделе желудка объясняется небольшой пищевой напряженностью, отмечаемой у новорожденных и детей первого года жизни, принимающих жидкую пищу. При обследовании ребенка в положении лежа на животе в области синуса часто определяется большой дефект наполнения, вызванный давлением позвоночника на желудок. Подходя к пилорическому каналу, складки слизистой оболочки имеют продольное направление и переходят в слизистую оболочку луковицы двенадцатиперстной кишки.

Желудок — достаточно подвижный орган, вследствие чего он хорошо смещается при пальпации и изменении положения тела. Однако сам по себе признак ограниченной смещаемости желудка при пальпации практически не имеет диагностического значения.

Перистальтические волны изредка можно увидеть и у новорожденного, по они очень малы и возникают с большими промежутками, что связано с отсутствием сильных перемешивающих движений антрального отдела. Выход содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку у детей первого года жизни зависит почти исключительно от «выжимающего» эффекта, т. е. от общей контрактильности, поэтому очень редко у них можно увидеть одновременно больше одной перистальтической волны. Наличие двух—четырех одновременно проходящих перистальтических волн свидетельствует о нарушении проходимости выходного отдела желудка.

Таким образом, у детей в период новорожденное™ и в первые месяцы жизни моторно-эвакуаторная функция желудка обусловлена в основном перистолой; лишь у детей более старшего возраста все более активное участие принимают перистальтические сокращения органа.

Недоразвитие желудка, или микрогастрия, впервые описанная М. Dide (1894), а затем более подробно J. Caffey (1978), возникает в результате нарушения нормального вращения желудка, который расположен по средней линии тела, имеет небольшие размеры. Соответственно недоразвитыми являются и кривизны желудка, не происходит дифференциации желудка на свод, тело, антральный и пилорический отделы.

При рентгенологическом исследовании выявляют срединно-сагиттальное расположение желудка. Двенадцатиперстная кишка проецируется прямовентрально от пилорического отдела. Имеется недостаточность пищеводно-желудочного перехода, в результате чего пищевод расширен.

Категории